14 янв. 2013 г.

Старая Русса на мой взгляд (1)

В июле месяце 2012 года мы с женой приехали в славный город Старая Русса. За год до того мы навестили его из Великого Новгорода и гуляли по нему целый день. Мы почувтвовали, что нас сюда будет тянуть, и что мы постараемся снова приехать сюда, как только будет возможно. Тем более, что местный курорт сулил нам помощь против недомоганий, а тишина уютного городка обещала отдых от суеты. То есть мы считали, что и телу, и душе тут должно быть хорошо.

Курорт Старая Русса... Старейший, неповторимый... 
Такие или похожие слова о нём, а также полезные сведения нетрудно найти на его сайте. курорта. Здесь же могут быть только предвзятые личные суждения. И вот каковы они.



Итак, сам городок, довольно старый, а по русским меркам, так и древний.  Через него протекают две реки, Полисть (с ударением на "и") и Перерытица (она же Порусья или Руса). Они не очень широкие, но обе полноводные. Вот они на космическом снимке центра города (из Google Earth)

Вид центра Старой Руссы со спутника (из Google Earth)





Слияние Перерытицы и Полисти под стенами Воскресенского собора

Для такого небольшого городка две реки не так уж мало. А реки придают городу очарование в глазах созерцателя и обывателя, каков я есть. Вот и в Старой Руссе так. Она когда-то была очаровательна и сама по себе, помимо рек, но за годы советской власти, точнее говоря, социалистической реконструкции, она была сильно изуродована и заброшена. Заброшенной она  осталась и по сей день. Но реки и курортный парк, слвав Богу, уцелели. Они, конечно, пострадали, но никуда не делись. И этого довольно.
Река Перерытица поменьше Полисти. Через Перерытицу перекинут мост у самого впадения её в Полисть. Вид с этого моста на Перерытицу на следующем снимке. 


Вид на Перерытицу с моста


Берега Перерытицы плотно заросли огромными вётлами. В этой густой живописной кайме по левому берегу есть просветы. Вот один из них.

Вид на левый (западный) берег Порусьи-Перерытицы

А вот и другой просвет. Благодаря ему открывается вид на домик, который, по преданию называется домиком Грушеньки. Той самой Грушеньки, по которой обмирали старшие Карамазовы:

...Слушай дальше: Митеньке теперь пересекает дорогу старикашка отец. Ведь он по Грушеньке с ума вдруг сошёл, ведь у него слюна бежит, когда он на неё глядит только...

Ф. М. Достоевский одно время жил на правом берегу, гулял, видимо, вдоль речки Перерытицы, и тоже видел в просвет между вётлами этот домик. Вот он взял и оживил его в романе, который писал здесь же, в Старой Руссе. Домик на следующем снимке. Видно, что после Грушеньки, да после той купеческой вдовы Морозовой, у которой Грушенька нанимала жильё, никто его больше не любил и мало кто о нём заботился. Если приглядеться, то можно заметить не только гадкую шиферную кровлю и облупленный фасад, но и забитые досками окна.

Заколоченный домик Грушеньки на левом берегу Перерытицы
Но от литературы обратимся снова к рекам. Для того, чтобы хорошенько представить себе соотношение между старорусскими реками, нужна ещё одна карта или же схема. Она и приложена ниже. Пояснить можно так, что река Порусья несёт свои воды из страшных Рдейских болот на север в сторону Полисти и Ильменя. Несёт сто вёрст, но на сто первой версте прекращается, как бы раздваивается и превращается в Перерытицу, которая протекает эту последнюю версту на север и впадает в Полисть, и в Малашку, которая заросла и заболотилась, петляя по старой Старой Руссе, тоже в направлении Полисти. 


Реки Порусья, Перерытица и Малашка


Эта вот Малашка и была когда-то настоящей Порусью. Но кто-то (и, как ни странно, неизвестно, кто, когда и зачем) спрямил (перерыл) русло Порусьи, пустив воду точно на север к Полисти. Во всяком случае, Воскресенский собор с 17 века стоит так, как если бы он строился при существовании Перерытицы.
Правый берег Перерытицы теперь называется набережной Достоевского, потому что тут стоит дом, который он снимал когда-то. Берег необычайно уютный (на мой вкус). И уют ему придаёт тихая чистая речка, широкая прямая тропа, да могучие вётлы над ней. Вот как они выглядят вблизи.

Вётлы на правом берегу Перерытицы

Но как ни хороши эти вётлы, они не помнят Достоевского. В это трудно поверить, но и не поверить нельзя. Славная и очень знающая девушка, научная  сотрудница музея писателя уверяет, что вётлы здесь выросли за последние 70 лет, так как были посажены (или выросли сами?) уже после освобождения города, которое случилось в 1944 году.

Ещё вётлы вдоль Перерытицы

Дальше по пути вдоль Перерытицы от её устья к дому-музею Достоевского всё вётлы, да вётлы над тихой водой. Красота, тень, прохлада. Спасибо тем рушанам, что сажали в очень тяжёлые годы, то ли в самом конце войны, то ли сразу после неё. Рушанами и рушанками называют себя жители Старой Руссы. Если у жителей города есть такое вот особое, уютное самоназвание, как это, то для меня оно служит признаком благородства и достоинства его граждан.

Однако, рано или поздно путник, следуя этим путём, дойдёт до того домика, где квартировало семейство Достоевских. Ну, в воспоминаниях  Анны Григорьевны Достоевской, как и в целой горе книг о писателе, его жизнь в Старой Руссе всячески описана и истолкована. И в самом музее, если что, расскажут, что положено знать. Поэтому взглянем на домик немного иначе.


У домика Достоевского

В силу своей известности и ценности, этот домик поддерживается в порядке. То есть, конечно, музейщики, поди, нашли бы в состоянии дома и усадьбы много неисправностей и непорядков, стали бы жаловаться. Но на взгляд прогуливающегося обывателя, дом и двор поддерживается примерно в таком состоянии, как будто за ним, как и во времена Достоевского, ухаживают его небогатые, но заботливые хозяева.
А надо сказать - и это понятно и без слов, - что этот дом для того старорежимного состояния города далеко был не лучший. Действительно, его хозяева ради денег сдавали его не очень богатому человеку. Дом деревянный, а не каменный, он стоит не на видном месте, а на тихой набережной улочке, он построен крайне просто, без излишеств, что видно на снимке. То есть тогда, при Достоевском, этот дом был как все.
А теперь он, всего лишь ухоженный, не более того, стал просто лучшим в городе. Он не проигрывает даже в сравнении домами старорусских новых русских, один из которых предстаёт перед нами на улице Сварога..

Один из старорусских новорусских домиков на улице Сварога

Есть и другие новорусские домики, побогаче. Сам я их отчего-то не снял, а прилагаемый здесь снимок позаимствовал у господина Дворкина, который был так любезен, что сделал его и выложил на сайте Panoramio для всеобщего обозрения. Я его снимком воспользовался, спасибо.

Снимок г-на Дворкина "Памятный знак".
Старорусские новорусские дома на месте исторической застройки.  

Не камне, если угодно знать, изображён совсем иной домик, и сделана надпись, что этот домик стоял на этом самом месте, что он принадлежал священнику соседнего храма Св. Георгия Иоанну Румянцеву, и что в нём в 1872 году жил Ф. М. Достоевский и сочинял здесь роман "Бесы". И ещё написано: "Мы помним!".

Но вернёмся к дому-музею Ф. М. Достоевского, чтобы закончить мысль о состоянии города Старая Русса, мысль, которая будет неотступно преследовать нас всюду. Мысль эта весьма проста: если бы примерно так же, как этот дом, были ухожены и другие дома города, то город был бы просто загляденье. Но у дома-музея есть, хоть и бедные, но совестливые хозяева, а у других старых домов или вовсе нет хозяев, или они никудышные. 

Что ж, пожалуй, придя к этой невесёлой мысли, закончим здесь, на берегу Перерытицы, нашу первую прогулку по Старой Руссе.





Комментариев нет: